Мастер-класс для воспитателей: Тимошенко Наталья Егоровна-первая младшая группа
06.02.2019
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 г. Ардон
РСО-Алания
Мастер - класс для воспитателей
по экспериментированию
с различными материалами.
Воспитатель: Тимошенко Н.Е.
2019 г.
Цель мастер-класса: Продемонстрировать
воспитателям некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой.
Задачи: 1. Показать,
как можно использовать опыты в экспериментальной
деятельности детей.
2. Развивать познавательный
интерес к окружающему миру, умение
делиться приобретенным
опытом с другими людьми.
Ход мастер класса
Слайд 1. Хочу начать свое выступление с китайской
пословицы
Расскажи
– и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Новые знания усваиваются прочно и надолго,
когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Известно,
что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных
связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и
экспериментирования.
Слово "эксперимент" происходит
от греческого и переводится как "проба, опыт".
Ребенок – природный исследователь окружающего мира.
Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Дети очень любят экспериментировать. Это
объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное
мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим
возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые
три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями
экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно
говорил Л.С. Выгодский.
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить
присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет…), почувствовать
себя учеными, исследователями, первооткрывателями.
Чем разнообразнее и
интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает
ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Я хочу сегодня показать вам
некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно
использовать в работе с детьми.
Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты
буду показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что
детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них
форме - сказки. Сказка называется «Путешествие
Алисы в мир чудес».
Слайд 2
Воспитатель: Жила была девочка,
Алиса. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Алиса услышала
разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно,
а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И Алиса
отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений.
Слайд 3
Выйдя за забор, она увидела
небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки.
Солнышко уже начало всходить, и Алиса увидела, как распускаются эти
прекрасные цветы.
Опыт
№ 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с
длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь
опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах
лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага
намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки, раскрываются.
Слайд 4
Воспитатель: Но тут подул ветер, на землю упало
несколько сломанных веточек, появились тучи и пошел дождь. Алиса
увидела, что веточки после того как намокли стали распрямляться.
Опыт
№ 2
Вам
понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и
положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек.
Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Воспитатель: Причина
этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева
впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его
уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и
начинают расправляться.
Слайд
5
Алиса от дождя
спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь
закончился, снова появилось солнце. Алиса решила идти дальше. Тут она увидела радугу
Опыт
№ 3 «Радуга в стакане»
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем
разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3
ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
2. В четыре стакана, выставленные в ряд,
наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан
остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных –
нет.
3. Затем при помощи
чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной,
во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы
начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше
всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки
стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем
зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое
«желе», яркое и красивое.
Воспитатель: В
чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной
жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она
«тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с
наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью,
окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.
Слайд 6
Алиса путешествовала дальше, на ее пути
оказался овраг - через который ей надо было перейти.
Опыт
№ 4«Стакан на гармошке»
Поставь рядом два стакана, накрой их
листом бумаги. А теперь на середину листа попробуй поставить третий стакан.
Стакан не держится – бумага прогнулась под его тяжестью. Что делать? Сложи
листок «гармошкой» и снова накрой им стаканы. Теперь поставь третий стакан
сверху… Он держится! Его вес распределяется по обоим стаканам благодаря
«гармошке», которая намного прочнее, чем обычный лист бумаги.
Слайд 7
Воспитатель: Шла, шла девочка и увидела перед собой огромную каплю,
которая была на цветочке и не падала.
Опыт
№ 5
Накройте стакан с водой (необязательно
полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно
переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из
стакана не выливается.
Лист
бумаги удерживает атмосферное давление, которое с наружи действует с большой
силой, чем вес воды в стакане.
Алисе так
понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у
неё осталось много вопросов:
1.
Почему же распускаются цветы?
2.
Почему плавают рыбки?
3. Почему
ветки распрямляются?
4. Почему
можно выйти сухим из воды?
5.
Почему вода не выливается.
Обсуждение экспериментов
с воспитателями.
Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов,
которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному.
Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы,
явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно
лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет
обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как
постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения,
классификации, обобщения.
Уважаемые,
педагоги, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе
детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными
материалами.
Спасибо за внимание.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.02.2019
Дата обновления: 18.02.2019
Дата публикации: 06.02.2019